МАРМАВИДЬЯ

ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА МАРМА ТОЧКИ

О Сушрута самхите
Путь Дханвантари (О Сушруте)
Главы из самхиты
Посвящение ученика
Инструменты
 
Традиция мармавидьи
Мармавидья
Мармавидья в Сушрута самхите
 
Сучи карма
(иглы в мармапунктуре)
Мармы в целом
Вата-мармы
Питта-мармы
Капха-мармы
Таблица марм
 
Сушрута о фатальных марма точках
 
Растения
Мантры Дханвантари
 

Контактный адрес:

thorny@inbox.ru

или

dhanvantari@bk.ru

Сайт, посвященный Аштанга Хридая самхите

Сайт о Чарака Самхите

Прочее


ВАЖНЫЕ МАРМЫ
Слово «марма» обозначает чувствительное место, в которое можно ввести иглу, которое можно массировать или нагреть для получения лечебного воздействия не только в той области, в которой расположена точка, но и в связанных с данной точкой органах и отдаленных областях, имеющих общий с данной точкой пранический канал. Такая возможность взаимного влияния есть следствие взаимных связей, существующих между праной, пятью элементами и тремя дошами.
Марма это точка концентрации праны (энергии). На поверхности тела имеются крайне важные жизненные точки, обладающие тайным и важным значением для жизни, они состоят из мышц, нервов, кровеносных сосудов, суставов, связок и костей. При этом не обязательно, что все указанные компоненты должны присутствовать одновременно для образования мармы, эта точка может существовать, даже если присутствуют всего два компонента из перечисленных.
Таким образом, марма является точкой концентрации праны, в которой присутствуют также несколько или все из перечисленных анатомических структур (мышцы, кость и т.д.). Эти точки связаны между собой, подобно жемчужинам на ожерелье, общей нитью или каналом, который называется нади. Канал переносит энергию к связанным с ним мармам.
Мармы соединены с расположенными под ними нади. Нади расположены в теле глубоко, но иногда они приближаются к поверхности тела именно в таких местах и расположены мармы, участки кожи с низким электрическим сопротивлением. Иногда эти точки становятся чувствительными (болезненными) при пальпации, — это происходит, если возникает расстройство в связанном с ними органе или если в месте прохождения канала имеется травма. Это явление называется отраженной болью.

СМЕРТЕЛЬНЫЕ МАРМЫ
Некоторые мармы очень чувствительны к ударам, и потому их называют смертельными мармами. Их насчитывается 107 (по другим источникам — 108), воздействие на некоторые из них более опасно, чем на другие, и в зависимости от того, куда был направлен удар, он может привести к смерти, коме, потере сознания или замедлениям реакций, способным вызвать заболевания. Обычно смертельные мармы в акупунктуре не используются.
В классической теории акупунктуры говорится об определенных точках, введение игл в которые запрещено. Эти точки, как и многие другие, явно не упомянутые знатоками акупунктуры, будучи поражены оружием, кулаком или даже пальцем, приводят к оглушению, параличу, потере сознания или смерти жертвы.
Смертельные точки входят в число описанных Чаракой и Сушрутой, и их соображения важно принимать во внимание при хирургическом вмешательстве или если пациенту был нанесен удар в область мармы.
Традиционно местоположение и методы нанесения ударов по смертельным мармам считались строго охраняемой тайной. В Индии никто не мог обучаться знанию системы смертельных марм, пока возможный ученик не доказал свою зрелость и добрый характер, а также что он вряд ли злоупотребит знанием об этой системе и не станет обучать ей без разбора. Местоположение марм — лишь половина знания, потому что каждая из таких точек требует специфического воздействия — по каким-то для достижения требуемого эффекта нужно ударять, на другие — нажимать, а есть и такие, которые следует ущипнуть.
Эти 107 (или 108) смертельных марм известны и другим знатокам восточной медицины. Знатоки марм в Южной Индии выделили 108 смертельных точек. Местоположение этих точек держится в глубочайшей тайне, но мы смогли проверить расположение нескольких известных точек, беседуя со знатоками на Тайване, в Южной Индии и в Японии, и обнаружили почти полное совпадение данных о них.
Дданные британских судебно-медицинских экспертов о вероятных последствиях удара в некоторые из таких жизненных точек в точности подтвердили то, что говорили знатоки боевых искусств на Востоке.
АКУПУНКТУРНЫЕ МАРМЫ
В отличие от смертельных марм, в другие акупунктурные точки можно вводить иглы без какого-либо отрицательного эффекта. В теле имеются сотни марм. В аюрведической акупунктуре традиционно выделяется 180 важных марм, которые используются для лечения почти любого заболевания, поскольку болезнь представляет собой дисбаланс в энергетическом поле тела. В результате новейших исследований число известных из традиционных источников марм, составляющее по меньшей мере 310 точек, заметно возросло. Были выделены другие типы точек, такие как лимфатические точки и аллергические точки на руке.
Поток пранической энергии по каналам и анатомическое размещение трех дош в теле приводят к тому, что чем ближе оказы¬вается марма к тому или иному органу, тем большее воздействие через нее можно оказать на физические аспекты органа или тела. Чем дальше от органа отстоит связанная с ним марма, тем слабее (тоньше) будет выражен эффект воздействия на данную точку. Например, симптомы ваты тонкого характера (нервозность, беспокойство) можно лечить, воздействуя иглами на мармы, отстоящие дальше от корпуса, в данном случае это точки около кончиков пальцев. Психические расстройства обычно имеют природу ваты и считаются тонкими. Их можно лечить воздействием на точки около кончиков пальцев. Если дисбаланс имеет более физическую природу (например, физическое повреждение сердечной мышцы), то игла вводится в точку ближе к колену. Помня, что в корпусе вата концентрируется ниже пупка (самая нижняя часть корпуса), приходим к выводу, что точка, на которую нужно воздействовать, также должна находиться около кончиков пальцев рук или ног (самая нижняя зона конечностей). Дисбалансы, связанные со средней частью корпуса, например дисбалансы питты, лечатся воздействием на точки в средней части конечностей, в то время как дисбалансы капхи, расположенной в верхней части корпуса, требуют воздействия на точки в верхней части конечностей.
Это можно сравнить с электрической проводимостью. Если лампочка или другое электрическое устройство находится поблизости от источника энергии, то оно обычно имеет достаточно энергии, и это позволяет ему функционировать правильно. Если же провода, соединяющие источник энергии и электрическое устройство, удлинить, то с какого-то момента потеря энергии в проводе приведет к неправильному функционированию или отключению устройства. Это не означает, что в проводах совсем не будет тока, и если подключить к ним лампочку меньшей мощности, она вполне сможет работать. Но чем дальше она будет отстоять от источника энергии, тем меньше энергии она сможет преобразовать в электрический свет.
Воздействие на канал твердого или полого органа само по себе не может обеспечить исцеления, ибо следует учитывать связь твердого органа с соотносимым с ним полым органом в соответствии с функциями дош и их местоположением в теле. На расстройство питты в руке, например, нельзя повлиять простым воздействием на канал сердца. Следует воздействовать и на канал тонкой кишки, поскольку для правильного функционирования этой доши в данном случае должны функционировать оба этих канала. Если твердые и полые органы должным образом связаны, тодоши функционируют правильно, а это позволяет осуществлять лечение воздействием иглами на соответствующие мармы.
Некоторые из важных акупунктурных точек являются особо важными. Они непосредственно связаны с пятью элементами и соединены с 12 главными органами через их каналы. Их называют точками пяти элементов. Их знание необходимо для верного понимания принципов аюрведическои акупунктуры, поскольку пять элементов суть ядро аюрведическои медицины и совместно образуют основание трех дош.
ТОЧКИ ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ
Пять элементов — огонь, земля, ветер, вода и эфир — представлены как точки на каждом из каналов, так же как они представлены в пяти главных чакрах. В аюрведе их называют пятью текучими точками (панча шру мармас), потому что они связаны с потоком энергии в каналах. Их иногда упоминают также как панча бхутик мармас (или точки пяти элементов. Каждый канал органа имеет пять точек, соответствующих пяти элементам. Они расположены в каждом канале в особом, специфическом для него порядке, который всегда соответствует Колесу Поддержки пяти элементов.
Последовательность расположения различна для каналов твердых органов и каналов полых органов. Во всех каналах твердых органов первой расположена точка эфира, а затем следуют точки элементов согласно Колесу Поддержки, то есть точки огня, земли, ветра, воды.
У всех полых органов первая из точек элементов — точка ветра, за которой следуют точки согласно тому же Колесу, то есть точки воды, эфира, огня и земли.
ВАТА
Возьмем, например, первые точки каналов твердых и полых органов. Без сомнения, связи каналов существуют вследствие общего элемента (например, связь между каналами толстой кишки и легких определяется ветром), но первая марма в каждом из этих двух каналов органов является соответственно точкой эфира (в канале твердого органа) и точкой ветра (в канале полого органа). Связь двух элементов в этих двух точках образует самую тонкую, согласно аюрведе, вата дошу. Эфир и ветер, несомненно, являются двумя самыми тонкими из элементов.
ПИТТА
Второй набор точек в каждом из двух типов каналов относится к питте, поскольку одна из них является точкой элемента огня (канал твердого органа), в то время как другая — точкой элемента воды (канал полого органа), а питта создана сочетанием огня и воды.
КАПХА
Последние, или пятые, точки являются точками воды в каналах твердых органов и точками земли в каналах полых органов. Это соответствует капхе, самой материальной из трехдош, представляющей собой сочетание земли и воды, двух самых физических из элементов. Их полную взаимосвязь можно выявить, отслеживая связь трех дош в теле через соединение двух типов каналов органов (твердых и полых).

Точки Твердые органы Полые органы Доши
Первые Эфир Ветер Вата
Вторые Огонь Вода Питта
Третьи Земля Эфир  
Четвертые Ветер Огонь  
Пятые Вода Земля Капха

Приведенная выше схема соответствует второму колесу элементов, то есть Колесу Созидания, в котором один элемент приводит к созданию другого. Обычно последовательность созидания бывает такой: эфир, ветер, огонь, вода и земля.
Комбинация первого набора точек (каналы полых/твердых органов), как говорилось выше, относится к вате. Эти две точки (эфир-ветер) можно использовать при акупунктурном лечении проблем, касающихся психических заболеваний или тонких дисбалансов вата-типа.
Сочетание вторых точек относится к питте (огонь-вода). Использование этих двух точек обычно показано при лихорадочных заболеваниях (питта-тип).
Сочетание двух третьих точек не относится к какой-то отдельной доше, но использование этих точек показано при лечении болезненных нарушений работы суставов, особенно тех, которые относятся к капха-типу (земля).
Сочетание четвертых точек обычно показано при нарушениях дыхания, так как эти точки связаны с ветром.
Комбинация двух пятых точек (земля и вода в обоих типах каналов) относится к капхе (земля-вода). Использование этих точек обычно показано при физических нарушениях самих органов, так как капха является наиболее физической из трех дош.
Древние давным-давно заметили, что вода, испаряясь, поднимается вверх и образует облака. Та же вода выпадает из облаков во время дождя и собирается на земле, чтобы впоследствии найти путь к морю. Аюрведа исходит из того, что между облачной (испарившейся) водой и водой, находящейся на земле, существует различие. Это различие заключается в пране и питательных веществах. Проливаясь из облака, вода впитывает прану, но полностью лишена питательных веществ. Когда вода течет по земле (например, в виде ручья или реки), она насыщается питательными веществами, например необходимыми для тела минералами. С точки зрения энергетики, в начале своего пути вода является энергетически более тонкой и содержит меньше материального (ибо насыщена праной), а затем, по мере впитывания питательных веществ, постепенно становится более материальной, физической. Пять элементов также различаются по количеству праны от более тонкого к более материальному, и традиционно каждая из пяти точек называется в соответствии со стадиями усиления потока воды.
Итак, первый набор точек соответствует тонким аспектам потока праны, то есть самым тонким элементам — эфиру и ветру, и самой тонкой доше — вате. Эти точки обычно называются Колодцем (то есть истоком воды, местом, куда собирается вода облаков). Игла вводится в точку Колодца в случаях, когда проблемы твердого или полого органа связаны с эфиром или ветром. Свойства точки Колодца несколько напоминают свойства самого тонкого элемента эфира.
Точки второго набора, все вместе или порознь, называются точками Ручья, по аналогии как вытекающая из колодца вода образует ручей. Свойства этой точки похожи на свойства элемента ветер, второго элемента Колеса Созидания.
Точки третьего набора называются точками Потока, воздействие на них оказывает несколько больший (более физический) эффект, чем воздействие на два предыдущих набора точек, свойства их сходны со свойствами элемента огня.
Четвертый набор точек — Река.
И наконец - воды реки впадают в море. Последние две точки называются точками Моря, воздействие на них вызывает наиболее физический эффект. Свойства этих точек очень сходны со свойствами элемента земля и капхи.
Концепция терминологии и основных принципов пяти точек: Колодец, Ручей, Поток, Река и Море соответствуют перечислению элементов согласно Колесу Созидания. Фактически же элементы соотносятся с этими точками согласно Колесу Поддержки, начинаясь с самого тонкого: эфир для каналов твердых органов и ветер для каналов полых органов. В результате точки Колодца соотносятся с ватой, самой тонкой из дош; точки Ручья связаны с питтой, средней из дош, а точки Моря — с капхой, самой плотной из трех дош.

По материалам книги Ф. Росса "Потерянные секреты акупунктуры"


© Юлия Сорокина - разработка сайта о Сушруте.
Уважаемые господа, любое использование материалов - с обязательной ссылкой на этот сайт, с договоренностью по адресу
thorny@inbox.ru

Другие проекты автора веб-сайта

Сайт, посвященный Аштанга Хридая самхите

Сайт о Чарака Самхите

Сайт о Бхавапракаша Самхите

Взгляните на мир... - Авторская фотостраничка

Hosted by uCoz