Глава 6 Шарирастханы (фрагменты)
Перевод
Ю. Сорокиной
1-2.
Теперь я объясню главу об индивидуальных мармах (жизненных точках),
как это объяснял Господь Дханвантари.
3.
Существует сто семь марм, которые подразделяются на пять типов
по месту их локализации – мышечные мармы, мармы сосудов, мармы
связок и сухожилий, мармы костей и мармы суставов. Вне мышц, сосудов,
сухожилий, костей и суставов марм не существует.
4.
Существуют: одиннадцать марм на мышцах, сорок одна марма в области
сосудов, двадцать семь марм связок и сухожилий, восемь марм в
области костей и двадцать марм суставов. Они составляют сто семь
марм.
...
8. Их в свою очередь подразделяют на пять групп согласно производимому
при повреждении действию – мармы, вызывающие немедленную смерть,
мармы, вызывающие смерть через непродолжительное время, мармы,
вызывающие смерть при извлечении из них инородного тела, мармы,
приводящие к невозможности двигаться и действовать (к нетрудоспособности),
и мармы, вызывающие болезни.
...
9-14. Существует всего девятнадцать марм, вызывающих немедленную
смерть, тридцать две – тех, что приводят к смерти спустя непродолжительное
время, три мармы, вызывающие смерть после извлечения инородного
тела, сорок четыре мармы, приводящие к нетрудоспособности, и восемь
– порождающих болезни.
К мармам, вызывающим немедленную смерть, относятся - шрингатака
(четыре), адхипати (одна), шанкха (две), кантхшира (матрика) (восемь),
гуда (одна), хридайя (одна), басти (одна) и набхи (одна).
К мармам, вызывающим смерть спустя непродолжительное время, относятся
мармы груди (восемь), симанта (пять), тала (четыре), кшипра (четыре),
индрабасти (четыре), катикатаруна (две), паршвасандхи (две), брихати
(две) и нитамба (две).
К мармам, вызывающим смерть после извлечения инородного тела,
относятся уткшепа (две) и стхапани (одна).
К обездвиженности приводят повреждения следующих марм - лохитакша
(четыре), ани (четыре), джану (два), урви (четыре), курча (четыре),
витапа, курпара, кукундара, какшадхара, видхура, крикатика, амса,
амсапхалака, апанга, нила, манья, пхана и аварта. Любая из этих
парных марм производит подобное действие.
К порождающим болезнь относятся гулпха (две), манибандха (две),
и курчашира (2 + 2).
Обе кшипра мармы могут привести как к немедленной смерти, так
и к смерти спустя непродолжительное время.
15.
Мармы – это области сосредоточения мышц, кровеносных сосудов,
связок, костей и суставов, в которых особенно активно циркулирует
прана. Нарушение и потеря праны – вот причина, по которой повреждение
марм приводит к соответствующим последствиям.
16-19.
Мармы, приводящие к немедленной смерти, подчиняются Агни и имеют
огненную природу, поэтому пациент при их повреждении быстро сгорает.
Мармы, приводящие к смерти после непродолжительного периода, имеют
как огненную природу, так и природу воды; свойства Агни умеряются
Сомой, но огонь постепенно испаряет воду; поэтому смерть терпит
некоторое время и приходит спустя непродолжительный период.
Точки, повреждение которых приводит к смерти после извлечения
инородного тела, имеют природу Вайю, и пока кончик инородного
тела закупоривает рану и удерживает вайю внутри тела, пациент
остается живым, но умирает сразу после извлечения инородного тела...
...
21-22. Если фатальную (приводящую к немедленной смерти) марму
дополнительно проколоть с краю или надрезать рядом с границей
повреждения, она обретет свойства мармы, приводящей к смерти спустя
непродолжительное время. Если таким же образом проколоть марму,
вызывающую смерть спустя непродолжительное время, она может обрести
свойства мармы, вызывающей неподвижность, и жизнь человека продлится.
Марма, вызывающая неподвижность, в этом состоянии может стать
мармой, вызывающей болезни, а мармы, вызывающие болезни и сильные
боли, в конце концов будут вызывать только слабую боль .
23.
Мармы, вызывающие немедленную смерть, приводят к ней в течение
недели, мармы, вызывающие смерть спустя непродолжительный период,
оставляют пациенту от двух недель до месяца жизни. Среди этих
марм область кшипра также может привести к немедленной смерти.
Мармы, вызывающие смерть после извлечения инородного тела и «обездвиживающие»
мармы также могут привести к скорой смерти в том случае, когда
повреждение сильное.
24.
Теперь я опишу мармы, расположенные в области ног. Между большим
и вторым пальцем на ноге расположена кшипра марма, при повреждении
которой смерть наступает вследствие судорог. В центре подошвы,
по линии среднего пальца, расположена талахридайя, повреждение
которой приводит к смерти вследствие сильной боли. На две ширины
пальца выше кшипра, по обе стороны, находится точка курча, повреждение
которой приводит к скованности ног и неспособности ходить. Как
раз ниже соединения лодыжки с ногой расположена курчашира, повреждение
которой вызывает боль и опухание. В месте соединения ступней и
икр находится точка гулпха, повреждение которой вызывает боль,
скованность, утрату способности ходить или импотенцию. На линии
пятки, двенадцатью ширины пальца выше, в центре икроножной мышцы,
находится точка индрабасти, ранение которой приводит к смерти
от сильной потери крови. В месте соединения икр и бедер находится
джану, повреждение которой вызывает хромоту. Тремя ширины пальца
выше, по обе стороны джану, находится ани, повреждение которой
усиливает опухание и скованность ног. В центре бедер находится
урви, ранение которой вызывает истощение ног от потери крови.
Выше урви, ниже пахового угла, в основании бедра, находится лохитакша,
повреждение которой вследствие потери крови вызывает гемиплегию
(паралич мышц одной стороны тела). Между пахом и мошонкой находится
витапа, повреждение которой вызывает импотенцию. Таково расположение
жизненных точек в области ног. То же следует усвоить в отношении
другой ноги и в отношении точек на руках. Различие в том, что
гулпха, джану и витапа эквивалентны манибандха (области запястья),
курпара (области локтя) и какшадхара на руке. Какшадхара расположена
между грудной клеткой и подмышечной впадиной. Они приводят к обездвиженности
– если повреждение нанесено в область запястья, деформации тела
– если повреждение в области локтя, и к параличу – если повреждена
какшадхара марма. Так описаны сорок четыре мармы конечностей.
24.
Теперь что касается областей марм туловища, живота и грудной клетки.
Повреждение точки гуда, связанной с отвечающим за удаление газов
и фекалий толстым кишечником, приводит к скорой смерти. Мутрашайя
(мочевой пузырь) изогнут подобно луку, состоит из небольшого количества
мышечной ткани и крови, сосредоточен внутри таза и имеет один
нижний выход. Он является басти мармой, повреждение которой вызывает
быструю смерть. Если он поврежден с обеих сторон, человек не выживет.
Если он поврежден с одной стороны и рана открывается для выхода
мочи, ее можно вылечить, но с большим трудом. Между толстым кишечником
и желудком находится набхи, место начала и соединения всех сосудов;
повреждение этой мармы также вызывает быструю смерть.
25.
Далее описаны мармы спины. По обе стороны позвоночного столба,
возле ягодиц, расположены две катикатаруна, повреждение которых
вызывает сильнейшую кровопотерю, истощение и смерть. По обе стороны
позвоночного столба, на месте соединения двух ягодиц, находятся
две точки кукундара, повреждение которых приводит к утрате чувствительности
и подвижности нижних частей тела. Выше тазовых костей, скрытые
внутренними органами и соединением хрящей, находятся две точки
нитамбха, повреждение которых приводит к опуханию и слабости нижних
частей тела, и к смерти. В нижней части туловища, с противоположных
сторон таза, в сторону и ниже, находятся паршвасандхи, повреждение
которых приводит к смерти от скопления крови во внутренностях.
По прямой линии станамула, по обе стороны позвоночного столба,
находятся две брихати мармы, ранение которых приводит к смерти
от осложнений, вызванных чрезмерной потерей крови. В основании
рук, по обе стороны от позвоночного столба, находятся две точки
амсапхалака, повреждение которых приводит к утрате тактильных
ощущений и истощению. По обе стороны шеи, в области сухожилий
(мускулатуры), соединяющей основание плеч и шею, расположены две
амса мармы, повреждение которых приводит к утрате подвижности
рук. Таким образом описаны четырнадцать марм спины...
...
30. Эксперты говорят, что хирургическую операцию можно выполнять
только после тщательного изучения и измерения марма точек, с тем,
чтобы не затронуть их во время операции. Даже частичное повреждение
мармы приводит к смерти, и места всех жизненных точек нужно тщательно
оберегать.
31-33.
Даже если человек получил тяжелое ранение и его сосуды разорваны,
они сожмутся и допустят лишь несильное кровотечение. Такой человек
может оказаться в тяжелом состоянии, но он не погибнет, как не
погибает дерево с отрезанными ветвями.
Но если повреждены кшипра или талахридайя мармы, сильное кровотечение
и чрезмерное возбуждение вайю вызовут фатальное состояние, и человек
погибнет, как погибает дерево, когда безжалостное оружие срубает
его вместе с корнями.
... Знание марм – это половина успеха хирургического лечения,
потому что при их повреждении человек немедленно погибает. И даже
если мастерство хирурга спасет его от смерти, здоровье никогда
к нему не вернется, и он останется жить прикованным к постели
или неспособным на полноценную деятельность.
34-35.
Даже с тяжелыми травмами черепа, рассеченным туловищем, оторванной
ногой или рукой человек может остаться жить, если при этих повреждениях
не повреждена марма точка. Будь человек капха, вата или питта
конституции, находится ли он в состоянии раджа, саттвы или тамаса
– пока с его душой пребывают неповрежденные марма точки, он будет
жить.
Если же повреждена смертельная марма точка, и физические и психические
проявления дош выходят из равновесия, разрушают тело и ум и в
конце концов уносят душу из тела.
...
40-44. Области, расположенные в непосредственной близости к мармам,
иногда могут вызвать последствия, схожие с повреждением самой
мармы. Следует остерегаться разрезать их, ломать, травмировать,
прижигать или воздействовать иными резкими методами.
При отсутствии повреждения марм последствия травм могут быть легкими
и излечение пройдет без неблагоприятных эффектов либо будут несильными,
но даже легкое ранение марма области может привести к смерти.
(Фрагменты
из 6 главы Шарирастханы Сушрута самхиты)